Как настроить переключатели скоростей на велосипеде? Подробная инструкция об основных видах неисправностей и путях их решения.
Думаю, каждый велосипедист сталкивался с проблемой нечетко работающих переключателей скоростей. Не зависимо от того, какого бренда навесное, Shimano или Sram – эта проблема знакома каждому. Ты делаешь щелчок клавишей манетки, немного ослабляешь “крутку”, цепь трещит и просится, но желаемого переключения не происходит… Помимо морального дискомфорта, проблема плохо работающих переключателей еще и травмоопасна. В любой момент может проскочить передача и ты вместе с велосипедом уже лежишь на обочине.
Приятного в этом мало, но если сказать честно настройка передач не является чем-то сверхсложным и вполне под силу для самостоятельного освоения.
Настройка заднего переключателя (Shimano, Sram, Microshift и другие).
Что же снижает точность переключения?
- растяжение тросов переключения. На новых велосипедах троса тянутся гораздо быстрее, чем на уже катаных. Но и решается проблема просто, достаточно увеличить натяжение троса и готово. Для подтяжки имеются специальные барашки, поэтому скорее всего не понадобится даже инструмент.
- грязь. Грязный переключатель и его части, немытая пластилиновая цепь, окисленные троса и рубашки – все это сильно ухудшает четкость работы. Механизмам приходится преодолевать дополнительное сопротивление, и на низких группах навесного иногда начинает казаться, что велосипед не работает вовсе. К счастью, с загрязнениями бороться просто – достаточно вымыть велосипед. ГЛАВНОЕ соблюсти небольшие правила мойки и конечно не забыть про последующую смазку.
Подробнее о правильно мойке велосипеда в нашем видео
- искривление съемного дропаута (петух). В результате эксплуатации велосипеда, данный элемент велосипеда систематически искривляется. Это может происходить в результате падения, неправильных способов хранения и транспортировки, и даже просто так, как следствие активной эксплуатации. Стоит отметить, что без рихтовки дропаута все попытки качественно настроить задний переключатель скорее всего будут безуспешны. И для выполнения данной операции понадобится специальный инструмент. Поэтому при обнаружении искривления петуха, лучше обратиться в специализированный сервис по ремонту велосипедов, где с легкостью справятся с задачей.
- искривление самого переключателя. Иногда случается и такое. В результате падения или неудачного маневра искривляется не дропаут, а сам переключатель. В этом случае все индивидуально, иногда получается исправить, но чаще для качественного переключения требуется замена.
- износ трансмиссии и (или) элементов (цепь, звезды, ролики переключателя, люфт самого переключателя скоростей, троса и рубашки). Если на новом приводе все работает хорошо, то при износе поперечная жесткость цепи уменьшается, а люфты системы переключения увеличиваются, и точность переключения может значительно уменьшиться. При переключении с большими люфтами привод может вообще никак не отреагировать и продолжить работу на исходной звезде.
- в исключительных случаях возможны дополнительные варианты, (например, плохо зафиксированный петух или искривление звена цепи), но это редкость.
Настройка заднего переключателя.
Данная инструкция по настройке применима ко всем задним переключателям скоростей. Прежде чем приступить к настройке, необходимо устранить все факторы, описанные в главе выше. Итак, приступим:
1. Освободите трос передачи, открутив винт А. Теперь закрутите до упора по часовой стрелке регулятор В
2. Прощелкайте манеткой заднего передателя (правый шифтер) до самой высокой передачи (рычажок для указательного пальца). Теперь возьмите в руки крестовую отвертку и найдите регулировочный винт Н сзади переключателя
3. Вращая этот винт, нужно выровнять верхний ролик в одну плоскость с крайней правой звездочкой кассеты. Есть небольшая хитрость: если переключатель не новый и у него уже есть люфты, то нужно выставить ролик не идеально по линии, а сместить его немного вправо (если смотреть сверху сзади)
4. Теперь, когда у нас выставлена контрольная точка High, руками выбираем слабину троса и затягиваем винт А. Заметьте, что тросик должен встать в канавку шайбы этого винта.
5. После того, как винт закручен, включите вторую передачу щелчком манетки на руле и вращая педали, начинайте откручивать против часовой стрелки регулятор В. В данной ситуации очень хороша подставка под заднее колесо.
6. Вращайте педали и регулятор, пока цепь не перескочит на вторую звезду. Всё, что осталось, это довести переключение до идеала. Для этого просто перещелкивайте с первой на вторую звезду и далее. Продолжая играть регулятором по несколько щелчков вперед-назад, добейтесь четкого переключения. Индексная система переключения передач устроена так, что настроив одну скорость, петух ровный, дропауты рамы симметричные, то работа практически закончена — проверьте, как цепь ходит во всем диапазоне скоростей. Должно быть быстро, четко и без задержек.
7. Постепенно доводим переключатель и манетку до 1 звезды (крайняя большая звезда). И выставляем контрольную точку Low.
8. Если всё-таки остаются проблемы (а это, как правило — переключение на крайних звездах), то можно еще чуть-чуть сместить ролик во внешнем от крайних звезд направлении, регулировочными винтами H и L. Главное помнить, цепь должна легко становится на обе крайние звезды, при этом не стремясь к падению за границы кассеты.
Настройка переднего переключателя (Shimano, Sram, Microshift и другие).
В целом такие факторы, как растянутый трос, грязь, ржа, искривление и поломка влияют на работу и переднего переключателя. Методы решения аналогичны методам при работе с задним переключателем. Но чаще всего проблемы с переключением переднего переключателя связаны с его неправильной установкой.
Установка переднего переключателя скоростей.
1. Открутите шестигранником болт, удерживающий трос.
2. Руками выдвигайте рамку переключателя к себе на максимум, чтобы она оказалась над зубьями большой звезды. Если расстояние от рамки до зубьев больше, чем надо, то немного ослабьте болт хомута, крепящего переключатель к подседельной трубе, и добейтесь, чтобы зазор стал правильным (2-3 мм).
3. Далее, крайне важно направить переключатель абсолютно параллельно звездам системы, если смотреть сверху. Нельзя, чтобы рамка ушла вправо или влево хотя бы на миллиметр, потому что в этом случае цепь обязательно будет подтирать.
4. Придется положиться на свой глазомер, и глядя сверху, добейтесь параллельного звездам положения наружной рамки. Теперь можно затягивать болт хомута.
5. После этого переходим к самой настройке. Настройка переднего переключателя скоростей. Все нюансы по настройке переднего переключателя хорошо описаны в статье нашей веломастерской VELOSERVICE.BY.
Или смотрите видео, в котором мы подробно показываем и описываем все подготовительные и основные этапы по регулировке обоих переключателей скоростей.